Научиться выражать свои эмоции, не ссорясь с оппонентом — для многих задача со звездочкой. Как ее решить — рассказывает кандидат психологических наук, психолог Елена Ярикова.
Несогласие и даже недовольство — естественная реакция человека, в момент нарушения его личных границ. У каждого защитная реакция индивидуальная: кто-то очень эмоционален и нередко страдает от последствий своего выплеска, а кто-то, напротив, старается решать проблему более дипломатично, чтобы не испортить отношения с оппонентов. Ни тот, ни другой вариант не является единственно верным, однако, последствия в зависимости от реакции бывают разные, и не всегда позитивные, особенно если речь идет о яркой и агрессивной реакции.
Проанализируйте, что именно вызывает у вас недовольство
Отслеживать нарастающую бурю внутреннего негодования очень важно. Понять истоки проблемы — это половина ее решения. Существует ли конкретный триггер в виде человека или определенной ситуации, или вы просто сегодня не в духе. Если день с утра не задался, тогда есть смысл выдохнуть и отложить разговор/дело до тех пор, пока вы эмоционально не выровняетесь. В данной ситуации нужно просто отложить решение вопросов или разговора, которые могут повлечь за собой неприятные последствия. Если же речь идет о перманентном раздражающем факторе, тогда следует разобраться почему именно эти действия вас так раздражают, связаны ли они с вами или вас раздражает действия третьих лиц, какие именно чувства вызывает у вас конкретная ситуация (страх, обида, ненависть). Понимание этих чувств и что именно для вас служит спусковым механизмом поможет в следующий раз вовремя распознать неприятные ощущения и предупредить назревающий конфликт.
Не теряйте самообладания
Далеко не всегда получается поддерживать самообладание, особенно когда в вашу сторону летят необоснованные обвинения или упреки. В этот момент хочется пуститься в обоюдные обвинения и высказать о человеке все, что вы о нем думаете. Однако, на деле, это часто приводит к еще большему усугублению ситуации, из-за которой вы потом можете долго переживать, что наговорили лишнего или вовсе потерять коллегу, друга, знакомого. Самой главной задачей в таком конфликте, понять, какую именно мысль до вас хочет донести собеседник и отвечать не на обидные слова, которыми, как правило, сопровождается неприятный разговор, а на то, что именно стало причиной обращения к вам. Когда человек кидается в вас обидными фразами и обвинениями, разговор выходит на конструктивный диалог.
Спокойный тон и твердость намерений
Мы не всегда готовы принять те обстоятельства, которые предстают перед нами. Как правило, наше сопротивление выражается в отрицании, оправдании, торге, агрессии. Вместо этих эмоций, которые раскачивают ваше внутреннее спокойствие, оставайтесь верны своей позиции и не пускайтесь в выяснения. Старайтесь сохранять эмоциональный нейтралитет и четко придерживаться своей позиции. Люди, которые с достоинством выходят из конфликтных ситуаций, без криков, истерик и оскорблений всегда вызывают уважение и желание на него равняться.
Задействуйте чувство юмора
Инструмент, с помощью которого можно выйти из любой конфликтной ситуации — юмор. Умение шуточно обыграть ситуацию — верный способ обозначить свою позицию, не обидев при этом человека. В позитивном ключе можно сгладить любую ситуацию и разрядить накопившийся негатив.